Это звучит несколько странно – польские татары, но тем не менее в Польше живет значительная татарская диаспора – 5,5 тысяч человек. Причем эти татары уехали в Европу не в XIX веке, как, к примеру, финские, а несколько веков назад. Что они искали на чужбине и как живут сейчас, об этом нам рассказала челнинка Венера Вагизова, живущая в Берлине и являющаяся активисткой союза «Татарлар Дойчланд». Недавно она побывала в Гданьске на открытии общинного дома польских татар.
Татары в Польше живут уже более шести веков. История татарского осадничества здесь началась в XIV веке. «Осадничество» не от слова «осада», а от слова «оседать». Отряды умелых татарских воинов, мастерство которых высоко ценилось в Европе, шестьсот лет назад отправились на службу к польско-литовским князьям, сейчас это называлось бы службой по контракту. Многие из них осели в Польше, некоторые в Литве, часть в Белоруссии. В Литве, кстати, до сих пор сохранилось село Сорок татар.
За отличную службу татар, оставшихся в Польше, наделяли не только землей, но и жаловали дворянские титулы. Среди сегодняшних польских татар немало потомков князей, татарских мурз, и они очень гордятся таким происхождением. Конечно, за столько веков татары уже смешались с местным населением: выезжали ведь в основном мужчины, они женились на польках и литовках, но при этом религия – ислам – сохранялась. И именно это помогло им сберечь самоидентификацию – они четко позиционируют себя как татары. Язык польские татары потеряли уже в XVI веке, ведь воспитание детей, как правило, было уделом женщин, пока мужчины занимались военным делом. Но свои фамилии хранят, хотя они и приобрели польские окончания. Звучат они уже по-польски, но имеют татарское происхождение, имена же до сих пор в этих семьях принято давать татарские – например, Абубекир Шабанович, Айше Шабанович, Селим Хазбиевич – президент союза татар Речи Посполитой, Ежи Шахуневич – вице-президент этого союза, руководитель общины польских татар в Гданьске, Омар Асанович.
Они говорят на польском языке, многие хорошо знают русский – в Польше еще недавно его изучали в школе. Сейчас многие польские татары хотят изучать татарский. В Польше шесть крупных татарских общин – самые многочисленные в Варшаве, Крушенянах, Белостоке, Гданьске. Многие ученые исследуют феномен польских татар, потому что если в Западной Европе все, что связано с исламом, воспринимают как некую угрозу, опыт Польши демонстрирует, как татары, исповедующие ислам, мирно сосуществуют с поляками, исповедующими христианство, на протяжении многих веков. Во многих городах, где проживают татары, существуют мечети, в Белостоке, к примеру, и Куршенянах это старинные храмы, в Гданьске мечеть построили лет 15 назад. Кстати, ее внутренний интерьер украшает ковер, на котором изображена казанская соборная мечеть Кул-Шариф. Самое большое пожелание местных татар – чтобы у них был имам-татарин, который, как они считают, лучше бы их понимал. Пока в Гданьске имам – араб.
В Гданьске, где живет несколько сот татар, открыли общинный дом. Он был возведен благодаря помощи татарских активистов и местного воеводства. Польские власти сейчас весьма лояльно относятся к национальным меньшинствам, а польские татары считаются одним из коренных местных национальных меньшинств, Польша стремится войти в Евросоюз. Помогали польским татарам, многие из которых принадлежат к дворянским родам, и меценаты из числа польских дворян – шляхты. Прекрасное здание возвели в старом районе города, рядом со старинным парком, по соседству расположен особняк, в котором жили родители знаменитого философа Шопенгауэра. В общинном доме польские татары первым делом открыли музей, куда принесли родовые печати, сабли из дамасской стали, шашки, старинные фотографии, посуду, молельные коврики, письма, которыми обменивались их предки, старинные воинские знамена. Есть в этом музее и экспонаты из Татарстана – в частности, национальные костюмы.